Cincopa Gallery

...

вторник, 13 декабря 2016 г.

Роковые яйца

В 1995 году за Булгакова (а именно за «Роковые яйца») взялся Сергей Ломкин, режиссёр, на счету которого к тому моменту был только один фильм — комедия «Колоброд». Иногда бывает, что молодой постановщик, чей глаз ещё не замылен, снимает шедевр. К сожалению, это оказался не тот случай. Актёрский ансамбль подобрался блестящий (в главной роли Олег Янковский, в остальных ролях — Михаил Козаков, Нина Усатова, Семён Фарада, Сергей Гармаш, Александр Ширвиндт, Алексей Баталов и другие), но фильм вышел провальный. 

В картине появляется Воланд. Да, тот самый, из «Мастера и Маргариты». Именно он передаёт в руки профессора Персикова красный луч, именно он подменяет куриные яйца на змеиные. Зачем — непонятно. Возможно, режиссёру захотелось причаститься к одному из главных романов столетия, но сил и решимости на экранизацию «Мастера» не хватило, так что пришлось ограничиться заимствованиями.Написанные в 1924 году «Роковые яйца» были точной и внятной пародией. В фабуле повести угадывались революция, голод и Антанта, в главном герое — «кремлёвский мечтатель» Ленин. Поход ящеров и змей на Москву в двадцатые годы воспринимался вполне однозначно, а «неожиданный мороз», взявшийся ниоткуда, вызывал у читателя скептическую улыбку. Помимо этих грубоватых аллюзий, текст изобиловал ещё и множеством мелких намёков. В экранизации старые отсылки пропали (разумеется, кого в середине девяностых интересовала Антанта!), а новых не появилось. Вот и получилась история ни о чём.
Зато чуть ранее, в 1992 году, на экраны вышел двухсерийный фильм-спектакль Ольги Козновой с Юрием Яковлевым в главной роли. И вот там, при существенно меньших возможностях, исходник передан намного точнее, несмотря на то, что спецэффекты отсутствуют как класс, а изрядная часть действия передана не через постановку, а через рассказы ведущих. К сожалению, спектакль по ТВ почти не повторяют и ознакомиться с ним гораздо труднее, чем с вариантом Сергея Ломкина.

Впрочем, спектакль Козновой был опять-таки не первой экранизацией «Роковых яиц». Отечественных режиссёров снова опередили итальянцы. Картина «Роковые яйца» (Le uova fatali) была снята в 1977 году режиссёром, сценаристом и актёром Уго Григоретти. Здесь история подана в нарочито комедийном ключе, герои излишне гримасничают и слишком пафосно говорят. Зато сама съёмка весьма авангардна: неожиданные ракурсы встречаются постоянно, порой не сразу удаётся понять, где находится точка съёмки. Также в картине множество символов: то и дело взгляд останавливается на разных круглых предметах. Недаром в титрах сообщается, что фильм посвящён Дзиге Вертову, легендарному советскому кинорежиссёру, авангардисту и новатору, одному из основателей документального кино.Григоретти не пытался создать ни точную экранизацию, ни очередную социальную драму. Он рассказал веселую историю о беспечном учёном, злых и глупых ГПУ-шниках, добрых и глупых крестьянах. Конечно, по уровню комедийной подачи фильм не дотягивает до гайдаевского, но в нём нет той удушливой безнадёги, которой пропитаны картины Фенько и Ломкина. Несмотря на примитивные спецэффекты, фильм смотрится вполне приятно и оставляет самые тёплые воспоминания.

Последняя на сегодняшний день попытка вернуться к тексту «Роковых яиц» была предпринята в 2003 году режиссёром-мультипликатором Ефимом Гамбургом, автором знаменитых мультфильмов «Слонёнок», «Голубой щенок», «Ограбление по...», «Пёс в сапогах» и других. В ленте «Хорошо забытое старое» он приготовил забавный микс из произведений Брэма Стокера, Александра Беляева, Мэри Шелли, Александра Казанцева и Алексея Толстого, замешанный на основе булгаковского сюжета. К сожалению, сам режиссёр не успел закончить фильм, он скончался в 2000 году, и съёмочная группа завершала работу без него.
Мультфильм Ефима Гамбурга, как ни парадоксально, может претендовать на звание лучшей экранизации «Роковых яиц».

Комментариев нет:

Отправить комментарий