Cincopa Gallery

...

вторник, 13 декабря 2016 г.

Иван Васильевич меняет профессию

В середине шестидесятых годов, во времена «оттепели», наконец-то состоялось возвращение главных книг Булгакова. На фоне публикации в журнале «Москва» «Мастера и Маргариты» появление сатирической пьесы «Иван Васильевич» осталось почти незамеченным. А среди полудесятка книг Булгакова, вышедших за последующие четверть века были в основном романы. Так что следующее издание «Ивана Васильевича» состоялось только в 1989 году.А в 1973-м всенародно любимый режиссёр Леонид Гайдай, крёстный отец величайшей комедийной троицы советских времён в составе Труса, Балбеса и Бывалого, снял лёгкую, весёлую комедию о путешествиях во времени под названием «Иван Васильевич меняет профессию». Фильм стал сверхпопулярным. Отчасти из-за сильнейшего актёрского состава: Александр Демьяненко (знаменитый Шурик), Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Наталья Крачковская, Савелий Крамаров, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин. Отчасти благодаря великолепной музыке Александра Зацепина.

Над сценарием, кроме Гайдая, работал Владлен Бахнов — писатель-сатирик, автор фантастической книги «Внимание, Ахи!», которая вышла в 1970 году в знаменитой серии «Библиотека советской фантастики».
Героями картины стали «простые советские люди», причём простые и советские до карикатурности. Управдом Иван Васильевич Бунша, вор-домушник Жорж Милославский, глупенькая актриска Зина Тимофеева и другие — на их примере зрителю показывали «отдельные недостатки в бытовой жизни страны». Весёлые и нелепые ситуации, в которых оказывались как переместившийся в палаты Ивана Грозного советский управдом, так и попавший на его место царь, выглядели достаточно невинными. Зрители (девяносто девять процентов которых не читали исходную пьесу) имели законное право поинтересоваться: за что же было запрещать это прекрасное произведение?

Дело в том, что Булгакова в истории перемены местами царя и управдома интересовали несколько иные вещи. В исходной пьесе главный ужас заключается в том, что дурак, бабник и пьяница Бунша без проблем занимает место безжалостного самодержца. Навыки, полученные в советском обществе этим маленьким человеком, «карликовым начальничком», позволяют ему без напряжения стать ещё большим тираном, чем сам Иван Грозный. Царь же с большим трудом справляется с ролью простого советского управдома. На вопрос, кто из них хуже и когда было страшнее жить, Булгаков предоставляет отвечать читателю. Разумеется, в сталинском СССР пьеса была обречена.

Фильм вошёл в золотой фонд отечественного кинематографа. Леонид Гайдай сделал не слишком точную экранизацию, но создал нужную и подходящую для своего времени ленту, и свидетельством тому — то, что она разошлась на цитаты не хуже, чем «Мастер и Маргарита». «Икра заморская баклажанная» звучит так же часто, как «рукописи не горят».

Комментариев нет:

Отправить комментарий